Успех сериала «Ранетки» был столь впечатляющ и даже
ошеломляющ, что многие тут же принялись выискивать некий
«феномен Ранеток». Мол, если практически всё детское население
страны («девчачья» половина уж точно) прильнула к экранам
в едином порыве, если почти все пользователи Рунета
младше 18 лет в бесчисленных чатах и форумах
наперебой стали признаваться в любви и обожании героиням
и героям сериала, значит, в нём должно быть
нечто необычное. Придётся кого-то разочаровать, кого-то успокоить: никакого
страшного-престрашного фирменного секрета у сериала «Ранетки» нет (как
нет адекватного значения у самого этого слова). Всё
дело в том, что это молодёжный сериал.
Это
на нашем бурно растущем последние двадцать лет телевидении
молодёжным сериалам уделялось подозрительно мало внимания. В принципе,
это логично: отечественному телевидению, как и всему нашему
обществу, в шальные 1990-е было как-то не до
подрастающего поколения. После транслировавшегося в середине 1990-х французского
проекта «Элен и ребята», ставшего без преувеличения культовым
в России и в других странах СНГ, на
несколько лет наше ТВ начистую забыло, что это
за зверь такой, молодёжный сериал. А вот во
всём остальном «цивилизованном» мире, где телевидение начало развиваться
раньше и интенсивнее нашего, детские и молодёжные сериалы
уже давным-давно стали отдельным направлением телевизионного «мыловарения». Именно
в них проходят огонь, воду и немного медных
труб начинающие актёры, некоторые из которых становятся в
дальнейшем звёздами «взрослых» сериалов, а там, если повезёт,
и заметными личностями в большом кино.
В чём
же секрет успеха молодёжных сериалов как таковых? Всё
очень просто: они рассчитаны на вполне определённого зрителя.
Если «взрослым» теленовеллам не так уж легко понравиться
всей аудитории, состоящей из миллионов сложившихся личностей с
различными интересами и ценностями, то в данном случае
зритель в общем-то один - это ребёнок или
подросток, тинейджер то бишь. Конечно, все дети и
подростки также индивидуальны и неповторимы, однако их проблемы
и тревоги в целом одинаковы, ведь они все
растут и взрослеют. Вот и получается, что в
современном мире, в котором родители слишком заняты тем,
чтобы сделать свою карьеру как можно более успешной
и денежной, дети воспитываются телевизором и в немалой
степени - молодёжными сериалами. Потому что в сериалах
показывается, что у ребёнка или подростка возникают конфликтные
ситуации со сверстниками. Потому что в сериалах показывается,
что между детьми и родителями в тот или
иной момент воцаряется непонимание по той простой причине,
что они говорят на разных языках. Потому что
в сериалах показывается, что первая любовь почти никогда
не бывает взаимной и при всей кажущейся со
стороны несерьёзности самим подростком переживается трагически, на уровне
страстей «Ромео и Джульетты». И именно потому, что
всё это отражение реальной подростковой жизни, равно как
и определённые варианты решения возникающих проблем (пусть это
всего лишь штампы), сериалы пользуются такой бешеной популярностью
у детей и подростков.
Другой причиной грандиозной успешности
молодёжных сериалов является то, что они предлагают своим
зрителям образцы для подражания и даже объекты для
влюблённости. Ни для кого не секрет, что подростковый
возраст перенасыщен гормонами, он прямо-таки требует в кого-нибудь
влюбиться. А в условиях, когда в реальной жизни
объект симпатии не отвечает тем же, этот нерастраченный
эмоциональный заряд необходимо в каком-то направлении использовать. Вот
ответ, почему молодёжные сериалы так любят девочки и
совсем юные девушки: они могут там найти идеальный
образ мальчика или юноши, который, как им кажется,
достоин их любви. Отсюда и эти восторженные полные
любовных признаний послания актёрам, записи на интернет-страницах и
так далее. В юном возрасте потребность в кумире
и объекте симпатии сильна как никогда более. А
13-15-летней девочке гораздо легче и естественнее «влюбиться» не
в 54-летнего Брюса Уиллиса, а в смазливого парня
из сериала, играющего её ровесника, такого же школьника,
как она.
Поэтому, когда на экраны вышел сериал
«Ранетки», он был фактически обречён на грандиозный успех
– детские сердца истосковались по близким и понятным
героям и героиням. Ведь до этого последним крупным
молодёжным сериалом на нашем ТВ был проект «Простые
истины» (1999-2003), который не пользовался сверхлюбовью по той
простой причине, что в нём акцент был сделан
не на взаимоотношениях «подросток с подростком» и не
на проблеме «отцов и детей», а на столкновении
учеников и учителей. Согласитесь, что отношения с учителями
для юного поколения куда менее важны, чем первая
влюблённость или конфликты с родителями. Так что «Ранетки»
просто-напросто заполнили пустующую нишу, пусть и сделали это
профессионально и не без таланта.
Александр Бабицкий
|